Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

КОНСУЛЬТАЦИЯ      «Игра – спутник детства»

Дата: 26 января 2018 в 13:59

   КОНСУЛЬТАЦИЯ

     «Игра – спутник детства»

Взрослые знают, что дети любят играть, cтараются покупать им игрушки. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

Н. К. Крупская писала: «Играя, он (дошкольник.- Ред.) изу­чает цвета, форму, свойства материала, пространственные отно­шения, числовые отношения, изучает растения, животных» 

В отличие от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения, отдыха, для ребенка она является сред­ством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, срав­нивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы малыша интересует все: вещи, явления, люди, их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взя­тые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность игры в том и состоит, что она является самостоятельной дея­тельностью дошкольника. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Он начинает кормить, укла­дывать куклу, лечить ее. Однако как самостоятельная деятель­ность игра не появляется сама собой. Формирование ее идет постепенно, по мере роста и развития ребенка, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширения знаний об окружающем. На третьем году жизни не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры оди­ночные, непродолжительные.

В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с нeй мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти дeйствия она повторяет неоднократно. Мальчик возит купленную машину по полу, перевозит игрушки, гудит.

Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт использования их в игре малыши приобретают в сов­местных игровых действиях со взрослыми, которые показывают, как применить одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх. Например, мишка может быть «сыном» в игре в «дочки­матери», «зрителем» в игре в «театр», пассажиром в игре в «тран­спорт», покупателем в игре в «магазин» и т. д. Фантазия взрос­лых должна помочь детям в использовании различных игрушек, в комбинировании их в играх. Предложение взрослого не про­сто построить дом, а такой, в котором будет «жить» опре­деленная кукла, вызывает необходимость подбирать детали по размеру, сравнивать их между собой, с размерами куклы. То же самое приходится делать, чтобы построить стол, за которым можно угостить чаем всех кукол, или сделать гаражи для раз­ных машин.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взро­слые организуют условия для детских игр: какие игрушки по­купают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для игр дeтей.

Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обо­гащает чувственный опыт, дает представление о предметах ре­альной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игру­шки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда ока­зываются ценными для ребенка. При покупке их важно руковод­ствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и ее педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку дороже красивой электрифици­pованной игрушки, так как в играх ее можно использовать по-разно­му: устроить в нeй комнату для куклы, сделать из нее ма­шину, пароход и т. д.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных), предметы домашнего обихода (посуда, мебель и др.), мотор­ные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактиче­ские - обучающие (матрешки, башенки, мозаика и т. д.). Чем разнообразнее виды игрушек у младшего дошкольника, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит дeтской игры, наобо­рот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек оди­наково нужны и мальчикам, и девочкам (настольно-печатные игры, мозаика, строительные на­боры.) Если девочки играют только в куклы и не имеют строи­тельных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, ро­дители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, ком­бинирует и т. п.). Игры мальчиков только с машинами, игру­шечным оружием обедняют игровой замысел, перевозбуждают еще не окрепшую нервную систему дeтeй. Не имея опыта игры с образными игрушками, мальчики и в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят общей темы для игры. Это затрудняет их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей.

В течение третьего года жизни у детей, особенно посещаю­щих детский сад, появляется потребность играть вместе. Пер­вый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают, как можно играть с куклой, мишкой, любой образной игрушкой.

В семье, особенно если ребенок растет один, опыт обще­ния со взрослыми он закрепляет в играх с образными игруш­ками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что узнает сам, переносит усвоенные им пра­вила поведения на отношения с игрушкой. Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно образной. Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показы­вают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Такие игрушки имеют обычно свое имя, постоянное место в игровом хозяйстве (кукла Машенька, Мишутка, Че­бурашка). Игры с образными игрушками способствуют форми­рованию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрос­лым и детям.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми, дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок (игры в несложные лото, например «Ку-ка-реку»), последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настой­чивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.

Надо подчеркнуть важное положение дошкольной педагогики о связи игры с трудом, даже если речь идет о детях млад­шего дошкольного возраста. Поэтому-то так важно с самых ран­них лет приучать детей к наведению порядка в игровом уголке. (Сначала, конечно, совместно со взрослыми, потом почти само­стоятельно.) Но маленькие дети, наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упра­шивания или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, они (игрушки) тоже устали» или «Давай с тобой играть в «магазин». Возьми кор­зину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой» и т. п.    

Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького до­школьника в семье и в детском саду.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.