НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ДО ШКОЛЫ?
Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо. Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту, В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед — специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).
Уважаемые родители, как миниум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:
1. Все ли звуки правильно произноси т ваш ребенок?
2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
4. Насколько богат его словарный запас?
5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
6. Хорошо ли владеет связной речью?
Почему так важно уметь различать похожие звуки на слух? Разве недостаточно того, что ребенок нормально произносит все звуки? Если проанализировать ошибки дисграфиков, то можно сделать вывод, что они возникают как раз из-за того, что ребенок не умеет правильно анализировать звуки, из которых состоят слова. У такого ребенка плохо развит фонематический слух. Ученик не может составить слоги из букв, а слова из слогов. Когда он читает, с трудом улавливает смысл каждого слова - ведь когда он дочитывает слово до конца, начало уже забыто. Похожие звуки часто кажутся дошкольнику одинаковыми: Д и Т, 3 и С, П и Б. Если не провести специальную работу по их различению, в школе неизбежны будут ошибки: вместо «коза» будет написано «коса», вместо «крыса» — «крыша», вместо «ландыш» — «ландыс».
Как маме проверить своего ребенка до школы?
Подберите картинки с похожими звуками (можно найти их в интернете и показывать ребенку с экрана компьютера). Дочка - Точка, Сажа — Саша, Крыса - Крыша, Бочка Почка, Горка - Корка, Сайка -- Зайка, Ямка — Лямка, Ложки - Рожки, Коза - Коса, Челка — Щелка, Цвет — Свет и т. п.
Мама должна называть картинки, а ребенок молча показывать пальцем. Картинки называются строго в единственном числе, в именительном падеже, в разной последовательности. Чтобы оценить результат, внимательно понаблюдайте за поведением ребенка: сразу ли он находит нужную картинку или затрудняется в нахождении правильной; смотрит на губы матери; требуется ли повторять для него каждое слово?
Если малыш хорошо различает звуки, он будет уверенно и правильно показывать все картинки. Такую проверку фонематического слуха можно проводить уже с 3-летнего возраста. Если малыш не различает некоторые звуки речи на слух, он заменяет их и в устной речи, а в дальнейшем будет ошибаться и в письме.
Обнаружив любые нарушения в речи своего ребенка, как можно скорее обратитесь к логопеду. Не стесняйтесь рассказать о своих волнениях. Специалист осмотрит малыша и даст вам необходимые рекомендации, возможно, будет необходимо посещать логопедические занятия.
ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
- сформированность звукопроизношения;
- готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
- соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА - в середине слова, в слове ДОМ - в конце слова;
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У]. [О]. [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М]. второй - [А], третий - [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К'], [И]. [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения:
- у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], |3], [3’], [Ц];
- шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Ц];
- сонорных [JI], [JT], [Р], [Р’].
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА - ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ - СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА - ЛИСИЙ) от существительных;
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ - УЕХАТЬ - ПЕРЕЕХАТЬ - ОБЪЕХАТЬ ...
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ - ЛЕСОРУБ, СНЕГ НАДАЕТ - СНЕГОПАД;
- соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
- умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.