<font color="#073763" face="arial, sans-serif" size="5" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена учебной программой дошкольного образования. </font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> </font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Последовательность работы над связной речью:</font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">воспитание понимания связной речи;</font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">воспитание диалогической связной речи;</font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">воспитание монологической связной речи, приемы работы:</font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">работа над составлением рассказа — описания;</font><font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"><font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;</font></font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;</font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">работа над пересказом;</font>
- <font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">работа над самостоятельным рассказом.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Приемы работы по формированию связной речи.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> 1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> 2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.д. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> 3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Пример «усложненной» беседы.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Каких животных ты видишь на этой картинке?</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Волка, медведя и лису.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Что ты знаешь о волке?</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - А что ты можешь сказать о медведе?</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Он большой, коричневый, зимует в берлоге.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - А что ты знаешь о лисе?</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Где ты видел этих зверей?</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - В зоопарке, там они живут в клетках.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> 4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> 5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - на картине должно быть небольшое число действующих лиц;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">«Белый медведь и бурый медведь»</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Первым заговорил бурый:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Белый медведь сказал:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- Верно, мы братья. И делить нам нечего.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Лесной медведь сказал:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Морской медведь сказал:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- А мне нечего делать в твоих лесах.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- Пересказ без опоры на наглядность.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - полноту пересказа;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">- характер употребляемых предложений и правильность их построения;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> - отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий. </font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">• рассказ о дне, проведенном в детском саду;</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.</font>
<font face="georgia, serif" size="3" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.</font>